Чемпионат Европы, прошедший в Будапеште 13-19 января, запомнится неудачным выступлением наших фигуристов во всех дисциплинах. Пары и танцоры не прошли в произвольную программу, Яков Годорожа занял лишь 22 место, несмотря на его замечательный потенциал, равно как и Наталья Попова, оказавшаяся на 23-м месте. Такие низкие результаты принесли украинским любителям фигурного катания немало волнений и эмоций, наверное, как и самим спортсменам и их тренерам. Тем не менее, на фоне этой неудачи были и прекрасные волнующие моменты, где главными героями стали спортсмены, еще недавно бывшие нашими соотечественниками. Украинские фанаты фигурного катания не делят этих ребят на «своих» и «чужих», болеют и переживают за всех, радуются успехам, огорчаются неудачам.
Одним из таких ярких и запоминающихся моментов на Чемпионате стало 10-е место, занятое в мужском одиночном катании нашим бывшим соотечественником Алексеем Быченко. После проката произвольной программы Алексей получил 203,76 балла и довольно долго удерживал первенство. Создавалось впечатление, что соперники, выступавшие после его уверенного выступления, не смогли справиться с волнением и допускали досадные ошибки. Десятка сильнейших, в которую вошел Алексей, дает Израилю 2 путевки на следующий Чемпионат Европы.
Алексей любезно согласился дать интервью, которое было записано через несколько дней после окончания Чемпионата. Родился он в 1988 году, в Киеве. Кататься начал в 5 лет. Тренировался у Елены Амосовой, Галины Кухар, Вахтанга Мурванидзе. Сейчас его основным тренером являются Крег Маурици и хореограф Галит Чейт. В сезоне 2009/2010 Алексей был третьим на Чемпионате Украины. Потом в карьере спортсмена наступил перерыв, в течение которого он поменял гражданство и федерацию фигурного катания. А в 2012 Алексей принял участие в Чемпионате Европы уже под флагом Израиля.
- Прежде всего, Алексей, позвольте вас поздравить с отличным результатом и вхождением в десятку лучших спортсменов Европы от лица всех жителей Украины, не равнодушных к этому виду спорта. Как новость о том, что вы вошли в десятку лучших фигуристов Европы восприняли ваши израильские болельщики и израильская Федерация?- Восприняли очень положительно, все были довольны результатом, всех это порадовало, претензий по прокатам не было. Перед стартами нашей федерацией была поставлена задача - перепрыгнуть грань в 200 баллов, и мне удалось с этим справиться. А в дополнение моим личным желанием и стремлением было попадание в десятку. Я не могу сказать, что это был мой лучший прокат в сезоне, есть над чем работать. Немного обидно, что после короткой программы я не попал в предпоследнюю разминку. Много чего я еще не сделал из того, что было запланировано, но в произвольной программе мне было на руку то, что я выступал перед основными соперниками и не я переживал, а они потом переживали.
- Чувствовали поддержку трибун?- Да, конечно, зрители там были прекрасные, теплый прием, хорошая энергетика, поддерживали замечательно. После каждого элемента, после каждой дорожки, после любого движения, которое их задевало, зрители очень поддерживали. Они в какой-то степени мне помогли.
- Алексей, вас радует, тот факт, что в итогах Чемпионата через строку выше располагается такой именитый спортсмен как Бриан Жубер?- Конечно, это повод для радости. Показатель не маленький, но я буду стремиться к тому, что б в этой строчке, не зависимо какой: 10-й, 8-й, 1-й, 3-й, те люди, которые сейчас передо мной, после следующих соревнований оставались уже позади меня.
- Где тренируетесь сейчас? Где планируются предолимпийские тренировки?- Тренируюсь в Америке, в Нью-Джерси. К Олимпиаде готовимся здесь. Вернулись с Чемпионата Европы и без единого дня отдыха приступили к тренировкам. В воскресенье вечером я прилетел, а в понедельник утром уже был на тренировке. Две недели до Олимпийских игр, нельзя упускать время. Так что вся основная подготовка будет проходить здесь. Мы никуда не будем двигаться, не будем тратить 2-3 дня на перелеты.
- Как будете потом акклиматизироваться, и перестраиваться под разницу во времени?- Это не первые соревнования, где нужно перестраиваться. Все европейские соревнования для меня проходят так. Есть определенные наработанные схемы, которые мы используем, так что бы прилететь и быть в форме.
- У вас был достаточно длительный перерыв в карьере, в течение которого вы не участвовали в соревнованиях, расскажите, пожалуйста, как вы восстанавливали и повышали вашу физическую форму: был ли индивидуальный график, кто его составлял, чему уделялось наибольшее внимание, кто контролировал процесс?- После Украины я не катался довольно долго, около 1,5 лет. Конечно, форму я потерял. Когда я приехал в Америку для того, что бы начать тренировки в сборной Израиля, вокруг меня находилось достаточно большое количество людей, которые меня в прямом и в переносном смысле заставляли, толкали на что-то, не давали расслабляться, не давали спуску. Самое главное – это то, что я хотел кататься. Могу сказать, что от этого и отталкивались когда составляли мою программу восстановления. Она заняла 4 месяца. Это были тренировки, ОФП, кроссы. Нужно было сбросить лишний вес и восстановить мышцы, войти в тонус для того, что бы исполнять то, что я умел до этого и начать учиться чему-то новому. График был настолько плотным, что приходилось с утра до вечера просто-напросто вкалывать и потеть.
- Скажите, а вас консультировал диетолог?- Нет, диетолог со мной не работал. Надо сказать большое спасибо интернету, благодаря которому я самостоятельно находил для себя нужную информацию о том, как привести себя в форму и остаться при каких-то силах. В результате 13 кг за эти 4 месяца я убрал.
- Алексей, а сколько времени уделяете занятиям на льду?- В день от трех до четырех часов. Сейчас как раз не время учить что-то новое, а время отрабатывать. Соответственно мы укоротили тренировки для того, что бы вложиться в минимум времени и сохранить максимум сил. Лучше добавить еще одну тренировку, чувствуя, что у тебя есть еще возможность, чем прогонять три часа на льду, выдохнуться и не иметь никакого результата. Сейчас выходит так, что три часа в день для меня – это оптимальное время.
- Вы, еще катаясь за Украину, прыгали четверной тулуп. Как восстанавливали его?- Ну как? Ничего сложного. Тулуп – это мой самый любимый прыжок. Был момент, когда приехав в Америку и уже восстановив все тройные прыжки, в конце дня пробовал 4Т, проверял свои ощущения, в результате понял, что он у меня был, но я им не пользовался. Задача была выучить тройной аксель, вот с этим были проблемы, которые я до сих пор до конца не преодолел. Должен сказать, что пока он у меня не идеальный прыжок, а хотелось бы делать так, что бы не думать о последствиях, прыгать его не задумываясь.
- Есть ли разделение тренерской работы между несколькими специалистами: скольжение, техника, прыжки, или всем занимается один тренер?- У меня есть тренер, с которым мы занимаемся прыжками и накатываем программы, тренер по хореографии и скольжению, есть специалисты, которые следят за уровнями элементов, проверяют вращения, дорожки. Но основных тренеров два: технический тренер и хореограф.
- Алексей, а как проходят занятия по хореографии? Есть ли еще какие-то дополнительные занятия танцем?- Да, они есть, у нас ребята этим занимаются. Но у меня получается не всегда из-за наложения по времени занятий на льду. Но в начале сезона были и бальные танцы и хореография.
- Вы тренировались в Америке и в Украине. Какие отличия от нашего тренировочного процесса вы можете отметить для себя как наиболее важные и наиболее ценные?- Есть две вещи. Первая – это доступность всех льдов, залов и всего, что нужно спортсмену. Здесь в этом недостатка нет. Четыре катка, тренировочные залы, залы хореографии, тренажерные залы. Всего в достатке, всего хватает, как говорится – бери, не хочу. Второе – здесь гораздо более категорично относятся к работе на результат. Вот и все на мой взгляд. Тут или ты работаешь до конца, занимаешься скольжением, прыгаешь, или отдаешься полностью, или с тобой не будут работать.
- Что скажете о поддержке со стороны вашей Федерации?- Скажу что это, пожалуй, на сегодня лучшая в мире Федерация, золотая, которая помогает мне просто нереально. Возможно с любой другой я бы не добился и половины, из того, что уже удалось. Главное не подводить и тебе всегда пойдут на встречу и даже больше.
- Конфликты бывают?- Принципиальных разногласий нет. Бывают какие-то моменты, когда обеим сторонам приходится нервничать, но в результате приходим к общему знаменателю и работаем на результат.
- Как сбрасываете стресс?- Ох… Я не могу сказать, что я настолько фанат спорта, что бы после тренировок, которых мне и так хватает, опять идти в зал или заняться бегом, нет. Но когда я чувствую, что подходит какая-то грань, за которой может быть нервный срыв, я иду в сауну попариться и поплавать в бассейне или одеваю наушники в уши и иду бегать. Вот и все!
- Понимая, что некорректно спрашивать о каких-то конкретных цифрах, что можете сказать о денежном содержании? На что его хватает?- Я могу сказать, что благодаря моей Федерации я не нуждаюсь ни в чем. Федерация оплачивает все. Можно сказать, что я живу примерно как в гостинице «all inclusive», за что я безумно благодарен.
- А остальная команда фигуристов тоже тренируется с вами?- Да. Я вам больше скажу. Мы все живем в одном месте. Федерация купила дом, в котором 8 комнат и мы все там живем дружной семьей, много времени проводим вместе. Отношения очень хорошие. Есть представитель танцоров, есть парник, есть ребята юниоры. Так что мы следим за младшими как за братьями.
- Какие программы планируете представить на Олимпийских играх, и какие цели ставите?- Летом я поменял короткую программу и в Оберстдорф я поехал со старой произвольной и новой короткой программами. После получения лицензии на Олимпиаду, мы вернулись и сразу занялись тем, что переделали произвольную программу. Так что на данный момент у меня короткая программа с лета, а с октября произвольная, т.е. обе программы новые. Я только их обкатал, обе программы мне очень нравятся, мне комфортно их катать, так что к Олимпиаде других изменений уже не будет. Говорить о том, что я буду бороться за золото, было бы сейчас неправильно. Моя цель в том, что бы сделать максимум в короткой, отобраться в произвольную, в произвольной сделать все максимально чисто и показать результат не хуже, чем на Чемпионате Европы, а еще лучше. И конечно хотелось бы кого-то подвинуть, из тех, кто сейчас занимает строчки выше и достаточно громко заявить о себе, о том, что я уже спортсмен не из последней разминки.
- Вы чувствуете поддержку украинских болельщиков?- Увы, они не часто присутствуют на трибунах. Но я знаю о том, что меня поддерживают, пишут поздравления в социальных сетях. Это реально греет и помогает, потому что тебя фактически поддерживает две страны. После того как откатал произвольную на последнем Чемпионате, первое что сделал – это поговорил с мамой. Которая очень за меня переживала, и потом увидел безумное количество сообщений в социальных сетях, солидная часть которых была как раз от людей, находящихся в Украине. Меня это приятно удивило и обрадовало. Что ко мне не относятся как к перебежчику, а продолжают радоваться моим успехам и за меня болеть.
Ольга Сытник